Loading...
     
 
 
 
Новости и события в рамках деятельности ВТО
 
В ВТО состоялся обзор торговой политики Молдовы
В рамках механизма обзора торговой политики члены ВТО изучили и обсудили торговую политику и практику Молдовы. Заседания Органа по проведению обзора торговой политики прошли 19 и 21 октября 2015 г. на основе соответствующих докладов, подготовленных Секретариатом ВТО (документ WT/TPR/S/323) и Правительством Молдовы (документ WT/TPR/G/323).

В документах отмечается, что после обретения независимости в 1991 г. Молдове удалось перейти от централизованной к рыночной экономике, особенно за счет либерализации торговли и инвестиций в рамках обязательств, взятых этой страной в процессе присоединения к ВТО в 2001 г., а также стремления присоединиться к Европейскому союзу. Тем не менее, значительным фактором риска остается политическая нестабильность как внутри страны, так и в государствах, которые являются основными торговыми партнерами Молдовы.

Значительную долю в структуре ВВП Молдовы занимают услуги (почти 60%) и сельское хозяйство (13%), которое также составляет почти половину от общего объема экспорта товаров. За счет реализации разумной макроэкономической политики и проведения структурных реформ рост реального ВВП Молдовы в 2010-2014 гг. был одним из самых высоких в регионе и в среднем составлял 5,4%. Как результат, уровень безработицы сократился с 7,4% в 2010 г. до 5,1% в 2013 году. Тем не менее, экономический рост подвержен действию климатических и геополитических факторов, и в 2015 г. прогнозируется снижение уровня экономической активности на 1-2%.

Основными угрозами для экономических перспектив Молдовы являются колебания объемов денежных переводов трудовых мигрантов (которые составляют 22% ВВП Молдовы) и донорской поддержки (около 10% государственных затрат), а также возможные перебои с поставками природного газа, так как Молдова практически полностью зависит от поставок российского газа через территорию Украины.

Бюджетный дефицит Молдовы сократился с 8,5% ВВП в 2009 г. до 5,45 % ВВП в 2014 г. за счет усиления фискальной политики и значительного роста ВВП в 2009-2014 годах. Ожидается, что в 2015 г. общий дефицит государственного бюджета (за исключением грантов) составит 6,6% в результате увеличения пенсий и социальных выплат, новых специальных налоговых льгот, а также ослабления экономической активности. Уменьшение дефицита госбюджета потребует реформирования систем здравоохранения и социального обеспечения, а также активизации приватизации.

Экономика Молдовы в значительной мере зависит от международной торговли: в 2013 г. соотношения объемов экспорта и импорта к ВВП составило 135%. Основными торговыми партнерами страны выступают члены ЕС и СНГ, на долю которых в 2014 г. пришлось 86% экспорта и 81% молдавского импорта.

Товары, импортируемые в Молдову, могут облагаться таможенными пошлинами, НДС и акцизным сбором. Таможенный тариф является достаточно простым, хотя доля не-адвалорных (специфических и комбинированных) тарифных линий составляет 4,5%. Средний уровень тарифа режима наибольшего благоприятствования увеличился с 4,9% в 2001 г. (на момент присоединения к ВТО) до 5,3% в 2009 г. и 6,3% в 2015 году. НДС может взыматься по ставке 20% (стандартная ставка), 8% (например, на некоторые виды сельхозпродукции) или 0% (в частности, на экспортные товары). Ставки акцизного сбора на алкоголь, сигареты и топливо будут постепенно повышаться, чтобы к 2025 г. достигнуть уровень ставок, применяемых ЕС.

В процессе присоединения к ВТО Молдова взяла на себя обширные обязательства, в том числе в рамках Генерального соглашения по торговле услугами. Что касается обязательств по товарам, все тарифные линии являются связанными, средняя ставка составляет 7,7% (14,4% для сельскохозяйственных товаров). В системе разрешения споров ВТО Молдова выступала в качестве истца и ответчика (по одному спору), а также третьей стороной (в двух спорах). Молдова не является стороной Соглашения по торговле гражданской авиатехникой или Соглашения по информационным технологиям.

Реформы торгово-экономической политики Молдовы в значительной мере вызваны стремлением страны присоединиться к Евросоюзу: Молдова планирует получить статус государства-кандидата в члены до 2017 г. и вступить в ЕС к 2020 году. Начиная с 1 марта 2008 г. Молдова получает преимущества системы автономных торговых преференций ЕС, действие которой продлится до 31 декабря 2015 года. В июне прошлого года Молдова подписала Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, одним из компонентов которого является создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли.
 
 
 
     
Поддержка веб-обозревателей
20.10.2011
21.09.2011